Комедию по повести Гоголя представили в Театре на Соборной
«Ночь перед Рождеством», пожалуй, самое известное произведение из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». От лица пасичника (по-русски – пасечника), травящего байки на посиделках, Николай Васильевич Гоголь пишет широкими сочными мазками картину жизни украинского села. А что такое хорошая байка? Интересная выдумка, не без юмора и чертовщины, иногда с любовной коллизией. С одной стороны, подробные описания того, что слушатели (как и сам сочинитель) никогда не видывали, с другой – герои весёлых историй, для пущей убедительности – жители соседних сёл. А кто сравнится с Гоголем в сочинении ярких характеров!
И режиссёр – художественный руководитель Театра на Соборной Марина Есенина, поставившая «Ночь перед Рождеством», с увлечением рисует взаимоотношения колоритных персонажей. Есть где проявить фантазию и ей, и актёрам – столько характерных ролей и забавных ситуаций. Психологическая достоверность при «невероятных» обстоятельствах – это само по себе порождает комический эффект.
Вжиться в образ артистам помогают замечательные костюмы главного художника театра Юлии Ксензовой, чьё прочтение гоголевских персонажей всегда интересно. Вроде бы типичные украинские национальные одежды во всей их красе и разнообразии – но нет, тут и точная характеристика героев, часто ироничная. А обличья Чёрта да знахаря Пацюка (где костюм находит продолжение в гриме) – просто сказка. Сама же заснеженная Диканька со светящимися окнами хат плывет где-то в космосе бескрайней украинской ночи. Рядом россыпь звёзд и сиротливый месяц – лёгкая добыча для нечисти, которая, как известно, оживляется перед Рождеством. Петербург предстает таким, каким может вообразить его гоголевский пасичник, видавший столицу только на чёрно-белых картинках.
Атмосферу народного праздника, гуляний создает и музыка (композитор – Владимир Устинов, музыкальное оформление – Татьяна Чернявская). Сельская молодёжь распевает колядки, играет, веселится, собирает подарки в мешки. Игровой момент возникает уже в зачине спектакля: азартный Рассказчик, мастерски завлекая слушателей, прибегает и к помощи кукол.
Ради этой роли артист Сергей Невидин впервые за много лет обрил голову, и на гладкой голове «вырос» прямо-таки запорожский чуб. Но не успевает зритель налюбоваться чубом, пышными усами да шароварами, как внимание занимает амурная парочка «нечисти». Обворожительная чернобровая ведьма Солоха, женщина «в самом соку», и одна из «жертв» ее обаяния – Чёрт, который вьётся вокруг мелким бесом, мяукая как мартовский кот. Дуэт Марины Заланской и Константина Зенкова, пожалуй, главная изюминка спектакля.
О юрком Чёрте можно написать много, но зрителя ждёт целая «галерея» чУдных и чуднЫх гоголевских героев (заметим, что украинский акцент артисты передают блестяще). И колоритный казак Чуб, куролесящий под действием горилки и трезвеющий прямо на глазах, в исполнении Владимира Баранова. И монументальный Голова, что пытается сохранить достоинство, попав в переделку, – хорошая роль Юрия Антонеева. И знахарь Пацюк с огромной головой и маленькими ножками, к которому вареники сами в рот прыгают (его «со смаком» играет Андрей Торхов).
Все образы сельских жителей интересно придуманы и созданы с любовью: Дьяк и Дьячиха – Денис Матюгин и Елена Торхова, Кум и Кума – Илья Комаров и Татьяна Крючкова, Ткач и Ткачиха – Владимир Устинов и Лариса Силина, Переперчиха – Зоя Пятницкая, хлопцы – Дмитрий Мазепа и Дмитрий Немочин, девушки – Людмила Конина и Екатерина Волкова.
В роли главного героя, кузнеца Вакулы, – Константин Ретинский. Его герой – юноша бледный с горящими очами и пылкими речами, пленённый красотой девицы Оксаны чуть не до потери рассудка. Оттого и решается ради неё на безрассудный (а с другой стороны – героический) поступок. Оксана Кристины Козловой – капризная красавица, которая и самой себе не желает признаваться в любви к кузнецу.
Спектакль соборян – это не просто комедия с историей подвига ради любви. Тут – как и в повести Гоголя – заразительная влюблённость в жизнь, во всей многомерности её проявлений, беззлобный юмор. В эпоху, когда дети и их родители чаще смотрят на двухмерные экраны гаджетов, чем на своих соседей и друзей, на звёздное небо, это немаловажно. Модных сейчас видеоиллюстраций, которые, казалось бы, просятся в сцены полёта героев по небу, в спектакле нет.
Зато есть живые образы с нешуточными страстями. При этом картинка не меняется с клиповой скоростью. Зритель видит рождение реакций, эмоций, мыслей, движений, для каждого героя найдена своя пластика. Такой подробности существования сегодня в спектаклях часто не хватает. А смех, вызываемый филигранной актёрской работой в комедии, – иного свойства, чем смех над незнакомым текстом, комикованием или пошловатым юмором. Смех – как доброе лекарство, доступное без рецепта.
4 июня