Из Мещёры на сцену Соборки

проделали путь участники театральной лаборатории

В одном котле

Год назад художественный руководитель Театра для детей и молодёжи на Соборной Марина Есенина получила грант Президента РФ на проведение экспериментальной творческой лаборатории «Молодые драматурги – юным зрителям».

Как обычно бывает? Взрослый драматург, сидя дома, сочиняет нечто, что, по его мнению, будет интересно подросткам. Взрослый режиссёр работает над текстом со своим видением, как привлечь внимание юной публики. Взрослые актёры репетируют роли подростков исходя из того, как их воображают себе драматург, режиссёр и они сами. А потом в зал приходят школьники, и наступает момент истины — либо внимание, либо... Сами знаете.

Марина Есенина придумала оригинальный рецепт «выпечки» новой драматургии. Надо на несколько дней бросить в один «котёл» драматургов, режиссёров, актёров и юных зрителей. «Пятый элемент» – педагоги: они не только отвечают за школьников, но и наблюдают, как их воспитанники проявляют себя в эксперименте. Марине Есениной было важно пригласить детей, у которых непростые жизненные обстоятельства в семье, ведь известно, что театральные занятия с профессионалами – хорошее лекарство. Чтобы создать творческий микроклимат, исключить «внешние» факторы, первую часть лаборатории проводили на турбазе в Клепиковском районе.

Было создано пять команд: в каждой четверо ребят, артисты, режиссёр и драматург, каждая работала со своей пьесой. Принципиально были выбраны абсолютно непохожие — по жанру, по стилю и по предполагаемому возрасту зрителей пьесы молодых авторов. Хотелось представить широкий спектр современной драматургии. Своё согласие приехать на проект дали как известные авторы Люба Стрижак (с нашумевшей пьесой «Кеды»), Александр Архипов (его пьеса «Дембельский поезд» ставилась в нашем театре), так и набирающие популярность Анна Батурина (Екатеринбург), Жанар Кусаинова (Санкт-Петербург), Олжас Жанайдаров (Москва).

К участию в проекте пригласили молодых режиссёров без «звёздных» замашек, готовых работать в команде с драматургами, актёрами и детьми. Вместе с представителями двух столиц, петербуржцем Антоном Оконешниковым, москвичами Светланой Медведевой и Алексеем Жиряковым, в Рязань приехали Рустам Шахгиреев и Султан Темишев из Грозного. Молодые режиссёры из Чечни, чьи годы взросления пришлись на войну, очень много дали детям и в человеческом плане, и в творческом: соприкосновение с другой культурой всегда обогащает.

По мнению Марины Есениной, выездная практика полностью себя оправдала. Драматурги знакомились с пьесами других авторов, напрямую общались с подростками, актёрами, постановщиками и «на ходу» переписывали свой текст. Сложнее было режиссёрам – «выдать» результат за четыре неполных дня. Но строгих рамок для конечного «варева» никто не устанавливал: можно было сыграть одну сцену, дать свою интерпретацию сюжета, темы. Все пять групп подошли к задаче по-разному, творчески. Кто-то при помощи взрослых сочинил этюды по мотивам пьесы, кто-то совместил текст драматурга с собственными комментариями.

Дети удивили взрослых своим умом, начитанностью, эмоциональностью. Старшие рады: ребята, не отличавшиеся раньше активностью в школе, активно включались в процесс, обсуждали что-то, придумывали, охотно выходили на сцену.

В Доме на Соборной

На заключительном этапе лаборатории на главной сцене театра были показаны не просто читки, как планировалось, а практически этюды с режиссёрским решением, с элементами сценографии. К сожалению, из-за болезни одного из режиссёров на финишную прямую вышли четыре работы из пяти.

В показанных читках-этюдах работали уже профессиональные артисты, из школьников на сцену вышла только одна девочка, Полина Зинкова, каникулы ведь закончились! Но после окончания уроков (будем думать, что исключительно так) юные участники лаборатории прибегали на репетиции. Как же можно оставить «своих»? И «свои» старались оправдать ожидания. Артисты в каждом этюде не просто выполняли указания молодых режиссёров, а вкладывали в роли и душу, и мастерство. Отсутствие актёрского снобизма у соборян, исключительную работоспособность труппы отмечают все: и зрители, и профессионалы.

На показы лаборатории приехали критики Алексей Гончаренко (Москва) и Яна Постовалова (Санкт-Петербург). Вместе с рязанскими журналистами, педагогами, взрослыми и юными участниками лаборатории они два дня смотрели и обсуждали представленные работы, столь непохожие друг на друга.

«Царевна Верба» Анны Батуриной – это современная сказка, где нет чёрного и белого, а всё как в жизни маскируется, меняется. Волшебство творится прямо в торговом центре, царевна питается фастфудом, старость пытается использовать молодую кровь, чтобы достичь своих целей. Правда, в финале оказывается, что «вредные» старики сами не знают, чего хотят в глубине души. Режиссёр Антон Оконешников представил «воздушный», весёлый этюд, где в сказочных перевоплощениях принимали участие бытовые вещи: подушки, простыни, палка от швабры, прищепки...

Драматург Олжас Жанайдаров в пьесе «Танцы плюс» отразил множество тем, типажей. Одна из девочек, учащаяся студии танца, перед началом занятия объявляет о смерти другой (в финале выяснится, что это неправда). Однако ребята не хотят расходиться: они заплатили за обучение. В процессе выяснения отношений открываются многие «скелеты в шкафу»... Режиссёр Светлана Медведева придала этой истории глубины и иронии, выведя на сцену образ немолодой женщины-вахтера, которая наблюдает за молодёжью со стороны, комментирует... и танцует.

Пьеса Жанар Кусаиновой «Птица в кармане» – это пронзительные воспоминания девушки, рано познавшей боль утрат, о детских годах, странной своей тётушке, встреченных хороших людях и их чувствах и даже о Слоне из зоопарка. Режиссёр Рустам Шахгиреев из Грозного в своем этюде заострил внимание на военной теме, которая есть в пьесе, точнее на той сердечной боли, на тех потерях, что приносит война. Он сам пережил это...

Его земляк Султан Темишев поставил пьесу Александра Архипова «Своя земля». Эта детективная в своей основе история, действие которой разворачивается на западной Украине (никакой политики), о взаимоотношениях двух братьев. Старший отстаёт в развитии и наполовину живёт в мире фэнтези, младший заботится о нём в силу своих скромных возможностей. Выдержит ли младший искушение деньгами? Ведь он, как и большинство других персонажей пьесы, мечтает о легкой «беспроблемной» жизни... Султан Темишев создал увлекательное динамичное действо, не «проглотив» при этом важные темы, ради которых и стоит рассказывать эту взрослую историю подросткам. И нашел режиссёрский ход для юной публики: происходящее мы видим глазами старшего брата, с помощью его буйного воображения...

Юные адвокаты

Насколько нужна была такая лаборатория, многие поняли на обсуждении. Когда взрослые критики, журналисты, педагоги начали разбирать увиденное, делать замечания – вежливые и по большей части верные, «дети лаборатории» встали на защиту «своих». Юные адвокаты произносили пламенные речи: «Вы знаете, как тяжело было драматургу переписывать на ходу свой текст? Режиссёр сделал всё как в жизни, мы узнаём своих сверстников! А как нелегко взрослым актёрам играть детей!!!»

Стоит ли говорить, что театр приобрёл пылких поклонников, которые теперь посещают все спектакли. А воодушевлённые авторы и режиссёры разъехались по домам с багажом новых идей. По словам Марины Есениной, грозненцы захотели провести у себя на родине подобный эксперимент, драматурги уже делятся новыми идеями по Интернету...

Ждём продолжения!

9 мая 2014 г. «Рязанские ведомости»  Автор: Елена Коренева

http://rv.ryazan.ru/news/2014/5/9/27709.html