ГРОЗА

Театр на Соборной представил драму «Гроза». Глубокие разговоры ведут вполголоса

«Тёмное царство» - в тихом омуте. Песен здесь не поют. Версия соборян полна оглушительной тишины. Она сгущается постепенно, как туман над рекой. Звуки гаснут последовательно. Первыми – стихи Кулигина (Константин Зенков) и куплеты Кудряша (Константин Ретинский). Недостача очевидна. 

За музыкальными текстами – напевность монологов. На тему «Кто в пьесе говорит романсами, а кто причитаниями» исписаны тома. Народность «Грозы» многие видят именно в опоре на лирическую традицию: «постылый муж», «грозная свекровь» и «жизнь во слезах». Режиссёр Марина Есенина предпочла стилизации психологизм, а опору нашла в артистах. Вместо архетипов – характеры.

Последняя капля – шумы. Переборы гармони, пьяные напевы, призрачный перезвон, шорох холстов и юбок, плеск воды и грозовые раскаты - не отменяют тишины. Цементируют её. Соборный Калинов буквально выстроен из пустоты. «Вид необыкновенный!» - восхищается Кулигин, вглядываясь во тьму.

Космическое одиночество героев подчёркивает сценография. По диагонали: разбитая лодка – пустые скворечники. Не воспарить. Не выплыть. По центру: мостки-мостовые из ниоткуда в никуда. Не благообразия ради, а устройства мира для. Внизу - то ли бездна морская, то ли геенна огненная. Ответ – в глазах смотрящего. Мужчины с лёгкостью ныряют в омут с головой. Для женщины падение фатально. Что Тихону (Дмитрий Мазепа) хорошо, то Катерине (Марина Заланская) -  смерть.

Город не только пуст, но и прозрачен. Ворота и замки упразднены. Как на сцене, так и в тексте. «Всё своё, родное». Шито да открыто. Личных границ нет, но есть границы «приличий». Как звуки заменили форму, так нравы – мораль. И эти незримые стены крепче любых заборов.

Параллельные непрямые «бульвара» задают тон. Сближение невозможно по законам физики. На всех уровнях: от материи до идеи, от любовной связи до духовного родства. Любая попытка коммуникации воспринимается как «шаг в сторону». От уклада, закона, Бога. «Куда воля-то ведёт!» Кулигин в поисках пользы так же оскорбителен и нелеп для жителей «подводного царства», как Катерина в поисках понимания. «Всё суета!»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 

Право голоса определяет статус: странница (Римма Чеканова), полусумасшедшая барыня (Зоя Пятницкая), «значительное лицо» (Владимир Коняхин). На полной громкости звучат только угрозы: «Вот, вот, в самый омут!» Другому - слово не давали. «Мысль изречённая» есть грех. Жить по-тихому – другое дело. Младший Кабанов в тёмном царстве, как рыба в воде, максимально свободен.

«И опять поют где-то! Что поют? Не разберёшь...» - шепчет Катерина. Но на сцене – тотальное безмолвие. «Невидимые голоса» слышит лишь героиня. Их природа не вызывает сомнений. Сны наяву. Кислородное голодание на глубине неизбежно. Диалог в вакууме невозможен.

«Сцена в овраге» - зенит безмолвия. Замыкая жаркие объятия, герои молчат. «Губи меня!» -  шепчут динамики, и шёпот этот заполняет зал до третьего яруса, как вешние воды.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 

В тишине хорошо слышно важное. «Отчего люди не летают так, как птицы?» «Так вот откуда это…» -  удивляются подростки. Глаша улыбается Тихону. «Ясно-понятно…» - перемигиваются взрослые.  «У Катерины одежда - цвета дерева, а у мужа её – воды» - размышляют бывалые.

Светопреставлению на Соборной предпочли «затишье перед бурей», грому и молниям – текст и символ. «Идти на грозу» нужно за Островским и артистами. Прочесть, прожить, подумать. Как известно, вполголоса говорят о самом сокровенном.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 

Эпилог для книжников случается в середине. Бесшумно падают в овраг белые лепестки. Бездумно смахивает капли дождя с ветки сирени герой-любовник.

Если верить профессорам, праздник, о котором говорят герои – День Святой Троицы, а значит, гибель Катерины приходится точно на Русалью неделю.

Если верить Кулигину, душа героини – перед «судиёй, который милосерднее» жителей Калинова, чей суд  - «живую в землю закопать, чтобы казнилась».

Если верить Овидию, нимфа Сиринга, спасаясь от Пана, превратилась в прибрежный тростник. Свой голос она подарила свирели, а имя – цветам.

Если верить таким совпадениям, отныне Катерина «невидима и свободна» и может петь в полный голос.

 

5 октября 2017 г. «Областная Рязанская Газета» Автор: Анастасия Милованова

http://rg62.info/index.php/all-news/item/15500-glubokie-razgovory-vedut-vpolgolosa.html