От души подушки к танцу "Дели"

В театре на Соборной прошли вторые Творческие лаборатории «Театр – подростку», которые проводятся при поддержке министерства культуры и туризма Рязанской области в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Рязанской области» на 2010-2015 гг.


Понять, что волнует, о чём мечтают, и чего хотят современные подростки, найти форму прямого общения, приемлемого для юношества – задача непростая, но выполнимая. Молодые пишут для молодых, у них общий язык и взгляд на настоящее, они способны завязать диалог. В их произведениях отсутствует менторский тон, чем часто грешат маститые драматурги, и «взгляд свысока» – с высоты жизненного опыта. И пусть не всегда тексты высокопрофессиональные, пусть допускаются неправильные речевые обороты – ничего: режиссёр вымарает ненорматив, пригладит шероховатости, переведёт на язык сцены, и актёры донесут задуманное до визави по ту сторону рампы. Поэтому новые пьесы молодых драматургов, в постановке молодых (хотя и уже признанных) режиссёров, очень нужны, особенно в провинциальном театре. Кроме того они вносят свежесть в репертуар и полезны как зрителям, так и актёрам. Первые – получают возможность знакомиться с новыми тенденциями в современной драматургии, вторые – осуществить их на практике и получить опыт в работе с иногородними режиссёрами. Итогом каждых мастерских становится новый спектакль в репертуаре Рязанского ТЮЗа.


В этом году на суд участников проекта были предложены наброски трёх спектаклей: «Я не вернусь» Ярославы Пулинович и «Душа подушки» Олжаса Жанайдарова в трактовке московских режиссёров Михаила Егорова и Валерии Приходченко и экзестенциальный, где-то даже элитарный «Танец «Дели» Ивана Вырыпаева в постановке Натальи Лапиной, Санкт-Петербург.


История детдомовской отличницы-медалистки (Анна Комарова), умненькой, правильной, плюхнувшейся в университетскую общаговую жизнь, обрушившую и её идеалы, и само существование – лаконично-сдержана. Просто факты биографии, кусочки жизни, которые предлагают, мастерски перевоплощаясь, актёры. Гротескная «учителка», в невозможной шляпке (Сергей Невидин), как и возрастные актрисы в образах девчонок, или странная надзирательница с нелепыми бусами – несколько разряжали напряжение, вызывая смех. Но они не отвлекали от сути, и именно этими «перевёртышами» режиссёр показал степень абсурдности ситуации. Всё возвращается на круги своя – подающая надежды аспирантка, прикинувшись беспризорницей… – опять в детдом? Жизнь помотала её, и она меняет судьбу вместе с именем. Сорок минут. Набросок, сделанный рукой мастера и пережитый актёрами, а вместе с ними и зрителями, не оставил равнодушными никого.

А следующая представленная работа светлая, добрая – сняла напряжение. Вы знаете, чем живут подушки? Снами! И если вам снятся хорошие сны, подушка счастлива. Но для этого подушка должна быть мягкой, пушистой… И тогда можно жить в сообществе себе подобных, в детском саду, например, и обмениваться впечатлениями. А как быть, если ты – не такой, как все, а просто… Гречик. Гречка не пух, она шуршит, и снов нет. Вот такая вот история, которая, несмотря на всю её философскую подоплёку, понятна детям и приятна взрослым.


И вновь погружение в экзистенцию, с надрывом и болью, разбавленной самой нелепостью происходящего – «Танец «Дели». Режиссёр взял к постановке 5 новелл из семи авторских, пять возможных развитий сюжета – гордиев узел взаимоотношений и событий. Но и этого хватило, чтобы проявилась высшая степень актёрского мастерства артистов, занятых в этих эпизодах: Нины Бурдыгиной, Марины Заланской, Людмилы Сорокиной, Елены Торховой, Ларисы Силиной и Андрея Кондрашова. Невероятный танец «Дели» – то ли реальность, то ли вымысел? Современная пьеса, очень стильно сделанная питерским режиссёром, конечно, относится к «театру не для всех». Но ведь и такой театр нужен, не все зрители любят коньюнктурную жвачку, кто-то имеет право и погурманить. Даже в провинции.

Ежегодно мастерские оставляют в афише театра новый спектакль. В минувшем году это был «У ковчега в восемь», в этом, как сообщила художественный руководитель Театра на Соборной, – решено поставить «Я не вернусь». Это будет уже в декабре. Остальные сценические находки – под вопросом. А жаль.

И ещё жаль, что в работе творческих мастерских не участвовали представители других театров города. Обмен опытом, свежие идеи и общение с новыми режиссёрами и профессиональными критиками – было бы весьма полезно как для коллег по цеху, так и для рязанского зрителя.

5 декабря 2013 г. «Вечерняя Рязань» Автор: Елена Аленик

http://www.vryazan.ru/archive/305/4298/