Театральная история

Гости Театра на Соборной неизменно видят эту обаятельную женщину, то на входе, то в зале, терпеливо помогающую взрослым и детям. Лидия Яковлевна Марусалова работает здесь уже почти 30 лет.

У неё добрая улыбка, тёплый голос и великолепная осанка балерины – ни годы, ни трудности не согнули её. Это в 30-40 лет женщины стесняются прожитых лет, а она гордится ими. 14 ноября её очередной юбилей – 85!

ДЕТСТВО НА ПУАНТАХ

За плечами – почти век, в её жизнь вместилось всё, что пережила наша страна. В голодное время её отец поехал с Украины в Москву на заработки и взял с собой семью. Однажды в школу, где училась Лида, на урок физкультуры пришли какие-то люди, посмотрели, как дети занимаются, и предложили некоторым ученикам прийти в хореографическое училище на просмотр.

Маленькую Лидочку привела старшая сестра, родителям было некогда – папа-метростроевец работал, мама занималась домашним хозяйством и не думала о карьере балерины для дочери. Лидочка выдержала конкурс, и её взяли в самое престижное хореографическое училище страны.

О том, как учились будущие балерины в 30-е годы, сегодняшние сытые дети из благополучных семей могут только догадываться. Как-то одной из наших великих балерин задали вопрос, почему лучшие голоса в Италии, а балет в России. «В Италии такое золотое солнце, что все с рождения поют, и связки у них словно осыпаны позолотой, поэтому голоса золотые. А балет – это очень тяжкий труд и боль, и только в России детей физически через боль заставляют танцевать. Только у нас бьют детей, поэтому только у нас столь высоко искусство балета. Без муштры и жестокой дисциплины невозможно стать по-настоящему хорошей балериной». Но Лида Марченко стала.

А потом началась война, в 1942-м училище эвакуировали в Василь-Сурск. Её семья осталась в Москве, сестра добровольцем ушла на фронт, а Лида вместе с другими воспитанницами училась, ещё ездила с концертами по госпиталям, выступала на предприятиях, в колхозах. Маленькие балерины в своих кипенно-белых пачках в страшное военное время танцами зарабатывали свой паёк.

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

В 1947 году училище вернули в Москву. Лиде исполнилось 19, учёба закончилась, и её распределили в Новосибирский театр оперы и балета, со статусом балерины 1 категории (по советской шкале). И она танцевала серьёзные сольные партии.

Но… через короткое время молодая балерина ушла в оперетту, которая была тогда на пике популярности. Лидия Марченко ставила то, что называется сейчас эксклюзивными номерами – с трансформацией костюмов и переходом образов, например из сказочной жар-птицы в прекрасную царевну. Поэтому её, яркую, темпераментную, включили в «специальный список». Так Лида стала выезжать на гастроли вместе с самыми знаменитыми мастерами сцены СССР.

Одной из таких знаменитостей, о которой Лидия Яковлевна говорит с неизменным уважением, была Лидия Андреевна Русланова. Её и арестовали на глазах юной балерины.

Тогда их бригада выступала в Ульяновске, и артистов уговорили поехать в Казань.

- Это была случайность, - рассказывает Лидия Яковлевна, - нас разместили в гостинице «Татарстан». Руслановой отдали полулюкс, а мне не хватило места. Я была одна, и она пригласила меня к себе. Полулюкс – это холл, гостиная и спальня, я разместилась в холле.

В три часа утра в дверь постучали, на пороге стояли люди в чёрном. Лида испугалась, хотела бежать, рассказать старшим, но ей приказали сесть и замолчать. Лидию Русланову вывели, и та, прощаясь с молоденькой балериной, вложила ей в руку початый флакончик духов. «Шанель №5» - её первые духи, они навсегда стали любимыми духами Лиды.

Когда страшные люди вместе с Руслановой ушли, Лида бросилась к директору, но оказалось, что начальство было заранее в курсе и уже имелись билеты на авиарейс в Москву. Так закончились эти гастроли.

- А как-то раз, - рассказывает Лидия Яковлевна, - нам пришлось выступать на Петровке, 38. Там отличный зрительный зал, и высокое начальство на какой-то свой праздник пригласило известных актёров. Мы были рады – время было трудное, многое выдавалось по карточкам, а здесь в качестве оплаты и карточки, и деньги. Я тогда работала вместе с Мировым и Новицким.

С тех пор прошло много времени, было много гастролей, интересных встреч.

И однажды пришла любовь.

В РЯЗАНЬ

Как-то на репетицию пришёл человек и ни слова не говоря уселся, наблюдая. Как оказалось потом, для телепрограммы срочно требовалась балетная группа. Этот человек впоследствии стал мужем Лиды и отцом её детей. Он увёз её из Москвы, и она оставила сцену. Работала в Таллиннском цирке хореографом, потом тренером в школе олимпийского резерва. В её характеристике – благодарности, в тренерской книжке – фамилии знаменитых спортсменок, которым она подготовила программу.

В 1978-м Марусаловы переехали в Рязань, здесь был построен современный цирк, и мужу предложили возглавить его. Лида стала его правой рукой и первой помощницей – главным администратором и хореографом Рязанского цирка.

Разве можно в короткой газетной статье уместить 85 лет жизни?! Овации, знакомства, быт, рождение мальчиков, потерю самого близкого человека?..

После смерти мужа она оставила место, где они вместе так долго трудились, и в октябре 1985 пришла в Рязанский ТЮЗ. На должность совсем незаметную, из молодых актёров о ней кое-кто даже не знает.

Если, придя в рязанский Театр на Соборной, вы затеряетесь в поисках места и вам на помощь придёт элегантная пожилая женщина в скромном сером костюме – знайте, это известная танцовщица, хореограф Лидия Марченко. Сегодня вы соприкоснулись с Историей.  

12 ноября 2013 г. «ТВ-Панорама» Автор: Елена Гонторенко

http://pressa-online.com/IssueF.aspx?iid=95217#14.