Забег ценою в жизнь

О свободе и жизни в клетке: Театр на Соборной поставил спектакль совсем не про кроликов

В погоню за «Тринадцатой звездой» отправил своих зрителей Рязанский театр для детей и молодёжи: в конце апреля здесь прошли первые показы премьерного спектакля по пьесе Виктора Ольшанского.

Свою пьесу «Тринадцатая звезда» российский драматург Виктор Ольшанский написал по мотивам популярнейших рассказов Эрнеста Сетон-Томпсон. Книгами «Главного скаута Америки» зачитываются уже несколько поколений детей (да и взрослых!). И, несмотря на то, что его персонажи прыгают на четырёх лапах, размахивают длинными хвостами или цокают крепкими копытами, они быстро находят общий язык с читателями.

И в этом нет ничего удивительного, потому что проблемы в двух мирах – человеческом и в мире животных – по сути одинаковые. Бьётся за свою жизнь и свободу быстроногий кролик Джек Боевой Конёк (Дмитрий Мазепа): в лучшем скаковом клубе штата Каскадо он выходит наперегонки с самыми быстрыми гончими. Двенадцать раз он оставлял их далеко позади. Остался тринадцатый забег – тринадцатая звезда в славном списке ушастого! И наградой за победу станет долгожданная свобода!

Точно так же о свободе (в виде домика на берегу) мечтает сторож кроликов, старый пьяница Мики Ду (Владимир Баранов). Но других жизнь вне клетки страшит своей неизвестностью. Они так крепко сжились с клеткой, что махнули на независимость рукой (или лапой?).

«Вольная воля или сытое прозябание в четырёх стенах», – этот выбор одинаков для каждого живого существа независимо от наличия ушей и хвостов. Судьбы обитателей скакового клуба оказываются переплетены так тесно, что уже неважно, кто здесь пленник, а кто хозяин.

Поэтому вполне естественно, что режиссёр спектакля Марина Есенина и художник Юлия Ксензова не стали однозначно обозначать место и героев действия. Грубо сколоченные ящики, клетки, многоярусные деревянные нары, раздёрганные тюки пыльной соломы – такая обстановка может быть где угодно: в загоне, в пристанище беспризорников, тюрьме или военных лагерях.

Здесь есть свои «деды», как бывалая Вислоухая (Марина Заланская), не боящиеся замараться «авторитеты», как Громила (Дмитрий Немочин), совестливые, но дрожащие за свою шкуру новички, как Пушок (Илья Кузьмин) и ветреные подруги Ясноглазки (Екатерина Васильева). Есть бдительные охранники, которым эта кроличья прыть – поперёк горла! Крепко держит палец на спусковом крючке коварный Слаймен (совершенно неузнаваем в этой роли Сергей Невидин, а сиплый голос, которым говорит его персонаж, делает его вдвойне убедительнее!). Здесь все живут по понятиям, далеко не кроличьим.

Подтверждают впечатление и костюмы артистов, меняющих ближе к забегу обмундирование цвета хаки на спортивную форму. Робкой улыбкой в этой суровой действительности выглядят длинные ушки, которые придумывает Юлия Ксензова для шапочек артистов. Но даже эти последние признаки кроличьего мира безжалостно завязываются на затылке на манер бандан спецназовцев.

Словом, ничего розового и пушистого в этом спектакле про кроликов зрителю не обещают. И немудрено, ведь на кону в финальном забеге Боевого Конька окажется не только жизнь и свобода, но и любовь, дружба, преданность. Жизненные категории, которые как нельзя более остро ощущаются в подростковом возрасте, на который и рассчитана постановка. Поэтому артисты существуют на сцене максимально честно. Эмоции кипят настолько правдоподобно, что кажется – ещё немного! – и посыплются искры. Драки и схватки, прыжки, кульбиты и перевороты – молодые артисты демонстрируют по-настоящему заячью ловкость. А драматизм и жертвенность, с которыми главный герой бьётся за свои убеждения, открывают огромное человеческое сердце под кроличьей шкурой.

Спектакль-притча не предлагает однозначного финала. Здесь есть реализованное право на выстрел. Есть высокий небосклон, с которого срываются звёзды призрачной мечты. Есть ангельские руки родителей (засл. арт. РФ Светлана Гузикова и засл. арт. РФ Владимир Устинов), в которых хранится трепетный огонёк жизни. И есть двери клетки, которые открываются, но далеко не каждому кролику.

16 мая 2013 г. Автор: Вера Новикова