Не только театр

В Театре на Соборной 26 марта открылась выставка Виктора Ракитина «Мой город – мой театр».

Виктор Тимофеевич – удивительный человек, обладая незаурядным талантом и постоянным желанием творить, он создал множество разножанровых художественных работ. Но ни разу не показывал их широкой общественности. Его картины развешаны на станах квартиры и на работе – в студии. Они накапливаются вдоль стен, стоят плотными рядами и уже не умещаются в тесных помещениях, словно требуя выхода. И вот, увидев эту богатейшую коллекцию, сослуживцы художника – сотрудники театра подвигли его выставить свои работы, хотя бы в помещении ТЮЗа.

КАК ВСЁ ЭТО НАЗВАТЬ?

Таким вопросом задаётся каждый, кто видит произведения Виктора Ракитина. Действительно – что это: в каждой работе смешение стилей, техник и материалов. Он видит мир совершенно иначе, нежели мы, и передаёт это видение с помощью подручных средств. Вот пастель соседствует с гуашью, рядом монтажная лента и тщательно приклеенный кусок газетной полосы… Лица… Это – город и мы в нём. Мягкая плавность линий в одной работе и жёсткая чистота углов в другой. Коллаж, кубизм, символизм классицизм соседствуют на полотнах. А рядом удивительные инсталляции из проволоки и металла – это рабочее место художника-бутафора.

СБЫВШАЯСЯ МЕЧТА

Виктор Ракитин родился 66 лет назад в Рязани, большую часть жизни прожил в Дашках и ещё будучи мальчишкой больше всего на свете любил рисовать. «Все пацаны гулять идут, ерундой какой-то занимаются, а я этюдничек беру и на природу – рисовать», - рассказывает Виктор Тимофеевич.

В их большой семье художников не было: мама – домохозяйка, отец – слесарь и 9 человек детей. Не до художеств. Но сыну, который так тянулся к искусству, родители привезли из Москвы этюдник и краски. С этого и начались его серьёзные занятия живописью, он начал учиться в художественной школе у Зои Григорьевны Гнатковой.

Затем окончил Рязанское художественное училище, отслужил в рядах Советской Армии, работал главным художником в областном управлении торговли, в проектном бюро занимался интерьерами. Но, как он сам признался, всю жизнь мечтал работать в театре. И вот четыре года назад эта мечта сбылась, он стал бутафором в рязанском ТЮЗе.

Оформляя спектакли, попутно он создаёт уникальные произведения, как, например, миниатюрная мебель: каждый стул – полное воссоздание конкретного исторического предмета. А вот блестящая фольгированная балерина – это образ собирательный, неповторимый.

ОБРАЗЫ ДЕТСТВА

Детство художника отобразилось во многих его работах. «Мама обшивала нас всех, поэтому мы ходили всегда хорошо одетые», - вспоминает Виктор Тимофеевич. Швейная машинка «Зингер», под стук которой прошли его детские годы, - то центральная фигура полотна, то скрытый в глубине намёк линий.

Категоричность сквозит в работах, посвящённых Рязани: её улицы узнаваемы и без того фотографического сходства, которым так гордятся многие живописцы. Вот «Ул.Фурманова» - останки покосившихся чёрных домов, просвет монастыря за ними и ржавая полуразрушенная кирпичная стена… Даже не нужно было бы подписывать, так узнаваемо и горько.

«Яблоки на снегу» - надкусанные вокруг металлического дерева, «Бумеранг» - вспышка, рождённая брошенным в дерево венским стулом. «Хакер» - с уже лопнувшим сознанием индивид, сидящий за компом и не замечающий, что трескается мир вокруг него. И спящий «Пьеро»…

Он вызывает тихую грусть и удивление: как это могло родиться? У каждого художника есть свой Пьеро, есть у Сезанна, у Пикассо. Пьеро Ракитина не похож ни на одного. Оказывается, написал он его совсем недавно, несколько дней назад (правда, вынашивал три года).

- Как-то у меня жена заболела, я сидел и не знал, чем себя занять, и нарисовал постель. Постель хорошая получилась… А уже потом «положил» туда Пьеро…

ГЛОТОК СВЕЖЕГО ВОСПРИЯТИЯ

Все выставки у нас (да простят меня художники) уж так однообразны: пейзажи, портреты, натюрморты. Они, безусловно, талантливы и хороши. Но рождают ощущение, что больше ничего и нет в искусстве. По крайней мере, в Рязани.

Выставка в ТЮЗе выбивается из этого строя, даёт возможность не только созерцать, но и задуматься о дне вчерашнем и сегодняшнем, о смысле жизни и о своём месте в ней.

26 марта 2013 г. «ТВ-панорама»  Автор: Елена Аленик